Курбе́ Гюстав (Courbet) (1819-1877), французский живописец. Отстаивал принципы реализма, стремился раскрыть скрытую поэзию, художественную значительность повседневной жизни («Похороны в Орнане», 1849). Произведения Курбе отличаются монументальной статичностью форм, насыщенностью тонального колорита («Ателье», 1855); предметная осязаемость натуры характерна и для его пейзажей («Хижины в горах», около 1874) и натюрмортов («Фрукты», 1871). Участник Парижской Коммуны 1871.
* * *
КУРБЕ Гюстав - КУРБЕ́ (Courbet) Гюстав (10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представитель реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) в живописи.
Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 - в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многу часов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди других Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)), Сурбарана (см. СУРБАРАН Франсиско). Пишет портреты и автопортреты, подчас романтизируя и приукрашивая свой облик: «Человек с собакой» (1842, Пти-Пале, Париж); «Раненый» (1844, Лувр, Париж) - обе работы в Салоне 1844; «Счастливые влюбленные» (Салон 1845; музей в Лионе,); «Человек с трубкой» (1846, Музей в Монпелье). Пишет картины, изображающие молодых женщин в пейзаже, интерьере: «Гамак» (1845, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); «Деревенские барышни» (1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Во время поездки в Голландию испытал сильное влияние Халса (см. ХАЛС Франс) и Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ). По возвращении он создает ряд больших программных картин на современную тему («Послеобеденный отдых в Орнане», 1850, музей в Лилле) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850, Музей Орсе, Париж), изображающий многолюдную траурную процессию. Воссоздавая лицо французской провинции, Курбе запечатлел здесь весь городок от представителей власти до местных пьянчужек, от глубоких стариков до мальчиков. Соседи охотно позировали земляку, а не попавшие в картину обижались. Курбе так определял свою задачу в искусстве: «Запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи согласно моей оценке». Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, кто зарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849, погибла во время Второй мировой войны); «Веяльщицы» (1854, Музей в Нанте).
Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850, Музей в Безансоне); «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Музей в Монпелье).
К Всемирной выставке 1855 Курбе приготовил большую картину «Ателье, или Реальная Аллегория» (Музей Орсе, Париж), в которой попытался выразить свое художественное кредо. Картина не была принята (так же, как и «Похороны в Орнане»), и возмущенный Курбе возводит по соседству с выставкой большой павильон, где выставляет сорок своих полотен, публикует каталог под названием «Манифест реализма». Вокруг него объединяются художники-реалисты. Критик Шанфлери (см. ШАНФЛЕРИ) издает сборник в защиту нового направления - «Реализм», в 1856-57 выходит журнал с таким же названием. Каждое новое полотно Курбе вызывает скандал, его считают грубым, неприличным, его образы - безобразными. Действительно, его купальщицы - это не изящные нимфы, а широкобедрые, мощные женщины: «Купальщицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье).
В 1860-70-х Курбе пишет много пейзажей, изображая горные массивы, скалы и марины (см. МАРИНА) («Бушующее море», 1870, Музей Орсе, Париж) - грозную, суровую стихию, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве.
В 1867 он вновь устраивает выставку, на которой экспонирует около ста работ. Слава и успех наконец приходят к нему. В период Парижской коммуны Курбе выступает как общественный деятель, он делегат мэрии, председатель Федерации художников. После разгрома Коммуны его обвиняют в причастности к сносу Вандомской колонны (см. ВАНДОМСКАЯ КОЛОННА), приговаривают к тюремному заключению и огромному штрафу. В 1873 он эмигрирует в Швейцарию и умирает в изгнании.